Всего в девяти километрах от центра муниципия Бэлць весенние вечера теплее и светлее. Как только пересекаешь границу города, трудно поверить, что оказался в селе. Здесь больше не беспокоишься, что запачкаешь грязью свои бархатные туфли, купленные два дня назад. Это потому, что местные власти заботятся, чтобы жители ходили по благоустроенным и чистым улицам. Мы слышали, что европейцы инвестировали сюда крупную сумму, чтобы модернизировать систему уличного освещения.
Мы приехали в село Реуцел, Фалештского района, в самое красивое время года, когда все вокруг жаждет новой жизни. Хотя мы приехали целенаправленно, мы были приятно удивлены доброжелательной атмосферой села. Мы принялись бродить и исследовать улицы и переулки населенного пункта. Велико же было наше удивление, когда мы обнаружили, что услышанное нами соответствует действительности. Здесь уличное освещение установлено не только для отвода глаз, адля комфорта каждого отдельного жителя.
Центральная улица, которая пересекает село вдоль, как стрела со стальным наконечником, украшена ухоженными домашними хозяйствами, чьи ворота всегда открыты для людей с добрыми намерениями или не очень добрыми…
Местные жители больше не запирают на ночь назамокни хлев, ни погреба. С тех пор, как каждая улица стала освещаться, даже бабушка, которая после того, как ее дети, внуки и правнуки решили начать заново свою жизнь за границей, осталась одна, спит более спокойно. И Лэбушу, старому песику на углу дома, охранявшему двор в течение многих лет, легче нести свою службу. Даже петух в курятнике больше не вынужден всю ночь во все глаза следить за тем, как бы госпожа-лиса не наведалась к нему.
Тетя Зинаида больше не боится бандитов
Тетушку Зинаиду, куда-то торопившуюся, мы встретили на одной из главных улиц села. Несмотря на то, что у нее было много работы, которая не могла долго ждать, женщина обрадовалась, когда мы спросили ее, как у нее дела. Она призналась нам, что, с тех пор как все село освещено, она спокойно проводит вечера, не боясь бандитов, которые время от времени лазалипо дворам людей. Когда мы спросили ее о внуках, на ее лице появилась благодатная улыбка. Для бабушки дети являются настоящим божьим благословением.
„Очень хорошо, видно от края и до края. И на трассе, и на остальных улицах очень хорошо. Мы чувствуем себя очень хорошо, мы очень рады, что у нас есть свет. Дети более защищены, есть свет, есть и защита”
Хотя мы не хотели прощаться, мы не задержали тетушку Зинаиду на долго. Мы пожелали ей здоровья, и всего за несколько мгновений женщина добралась до конца дороги, где исчезла, охваченнаязаботами сельской хозяйки. Вместе с весной в Молдову приходит людской долг – обласкать землю, подготовить ее к новому сельскохозяйственному году.
Самый везучий житель села Рэуцель
Мы тоже не остались на месте, увидев шуструю женщину во дворе у первого перекрестка, мы направились к ней, чтобы спросить ее о пользе, которую Европейский союз принес общинеи личноей. Когда мы шли по улице, по правую и по левую сторону сияла длинная колонна столбов с совершенно новыми лампочками. Завидев нас у ворот, хозяйка со дворапоспешила открыть нам:
«Здравствуйте, дети, какие пути привели вас к моим воротам с этим аппаратом?»
Тетушка Людмила была очень рада, когда увидела, что объектив видеокамеры направляется на нее. Она встала на цыпочки, чтобы мы лучше ее видели, и положила локти на забор, в селе –это жест гостеприимства. Она внимательно выслушала нас, а затем в дружеской манере рассказала нам, что с большой любовью следит за всеми прекрасными изменениями, происходящими в населенном пункте. Она также сказала нам, что она является одним из самых удачливых жителей села: когда устанавливали светодиодные LED-лампы, так случилось, что однупоставили на страже на углу дома. Каждый раз после 18:00, когда все попадает в вечерний плен, тетушку Людмилу охраняет чистый свет лампочки. Жандарм из железа и бетонастоит на чеку до рассвета, когда появляются первые лучи солнца. Женщина признается, что ее сон стал более спокойным и защищенным.
„Было бы здоровье, а так очень хорошо, свет у нас есть, хорошая дорога у нас есть. Знаете, как вам сказать, нам было очень тяжело. Я ходила, дорога была плохая, некому было сказать, кому скажешь? Я сплю спокойно, так как свет доходит до самого дома. Я спокойна, но знаете, какие люди нынче.”
Попрощавшись с тетушкой Людмилой, по дороге мы встретили дядюшку Владимира, который был озадачен тем, чтокакие-то лампочки привлекли столько внимания журналистов.
„Было довольно неприятно, когда нужно было пойти куда-нибудь ночью поболоту.”
Госпожу Елену мызастали выходящей из магазина в центре города. С самого начала, она спросила нас,пишем ли мы о хорошем, и предупредила нас, что, если мы намерены преподнести в дурном светесело, которое она таксильно любит, она не собирается разговаривать с нами. После нескольких минут разговора, женщина сказала нам, что установка светодиодных LED-ламп по всему селу была очень хорошей идеей.С тех пор, как каждая улица освещена, молодежь ведет себя более образцово. Раньше юноши собирались в центре и делали различные «глупости», теперь, однако, при свете ламп, все они ведут себя примерно.
„Сейчас красивее, ночью очень хорошо: все видно и не так шумно.”
Хорошево мэра дела красят
Когда мы оказались упримэрии, прямо у входа нас встретил примар села ТудорИстрати. Говорят, что в то время, как хозяин узнается по хозяйству, примарузнается со слов людей, алюдивРеуцеле уважают своего местного избранника. По дороге к кабинету примара мы встретили несколько граждан, которые, видя, что у нас с собойвидеокамера, не преминули сказать хорошие слова в адрес господина Истрати, хотя их об этом специально не просили.
Первое, что сказал нам Тудор Истрати, отражает то, как трудно привлечь европейские фонды в населенный пункт, когда политические обычаи в Молдове ставят тебе палки в колеса. При всем этом, ради родного села примар научился бороться. В 2016 году местный глава решил, что современное село должно иметь и современную систему уличного освещения. Для этого он разработал проект, который подал в Фонд социальных инвестиций Молдовы (FISM),находящийся под мониторингом немецкого банка«Kreditanstalt für Wiederaufbau» (KfW). Сразу после утверждения начались работы, а в течение всего одного года на улицахРеуцела зажегся свет.
„Я подал проект в FISM, мы стали одной из четырех примэрий, выигравших проект. Два города выиграли по 100 тысяч евро и, соответственно,два села– по 50 тысяч евро. Данный проект мы реализовали быстро, практически за год. Согласно проекту, было предусмотрено 323 светодиодных LED-лампы. Центральная улица изначально не вошла в проект, позже она была перепланирована и оборудована светодиодными LED-лампамиза счет примэрии. В общей сложности, у нас теперь установлено 450 светодиодных LED-ламп. Я хочу сказать вам, что ежегодно мы платим за потребление электроэнергии около 170 тысяч леев. Людидовольны, из того, чтоя слышу, в первую очередь, тем, чтоуменьшился процент людей, которые хотят что-либоукрасть, утащитьчто-нибудь со дворов. Это очень красиво: и ночью, и днем Реуцел красивый. Каждый переулок освещен, совсем недавно мы установили еще две светодиодных LED-лампы на улице поменьше, где около трех жилых домов”, ТУДОР ИСТРАТИ, примар села Реуцел.
5-6 лет назад уличное освещение в Реуцелеказалось картиной, взятой из фильмов. Здесь люди наслаждались только светом фонарей на центральной улице, частитрассыБельцы-Скуляны. На обочине дороги были вмонтированы лампочки, у которыхбыл сумасшедший аппетит наэлектроэнергию. Одна старая лампочка потребляла, как пять новых светодиодных LED-ламп, а ее интенсивность, по словам примара, была в десятки раз слабее. За потребление электроэнергии местные власти были вынуждены вытаскивать из карманов не менее миллиона леев в год.
„Светодиодные LED-лампырассчитаны на 60V, но у них очень яркий свет. В старые времена, в центре села были установлены LED-ы DRL, которые были на 250V. Это также является экономией для местного бюджета, потому что по сути расходы несетместный бюджет”, ТУДОР ИСТРАТИ, примар села Реуцел.
С точки зрения примара, с установкой уличного освещения имущество, находящееся на учете примэрии, стало более защищено. Например, больше никто не осмеливается вандализировать спортивную площадку, благоустроенную на открытом воздухе и оборудованную различными аппаратами для фитнеса, или детскую игровую площадку.
Даже если он чувствует, что политические оппоненты не радуются его успехам, более того, они даже пытаются очернить его запросами и письмами в Национальный антикоррупционный центр (НАК) или в Службуинформации и безопасности (СИБ), примарзаявляет, что он будет продолжать работать на благо односельчан.