Наша страна, одной из первых распахнула свои двери спасающимся от жестокостей войны. Благодаря огромным усилиям при минимуме возможностей Молдова заслужила репутацию «Маленькой страны с большим сердцем», ведь по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев на январь 2023 в Молдове нашли убежище 102 тысячи украинцев, что составляет почти 4 % от населения страны, без учёта жителей, проживающих на территории Приднестровского региона. Всего же за время войны из Украины в Молдову въехало более 750 тысяч человек.
«Жизнь каждого из нас изменилась. Наша жизнь, и жизнь каждого молдаванина тоже изменилась с нашим присутствием здесь. Что, Молдова построит пансионаты для беженцев из Украины? Ей надо подумать о своём населении. О нас уже позаботились. Государство Молдова, наверное, сделало больше чем какая-либо другая страна. Вот когда анализируешь, слушаешь истории своих знакомых, которые разъехались по миру», — считает Инга, украинка из г. Николаев.
Никто не был готов к такой волне беженцев, а тем более Республика Молдова, самая бедная страна Европы, что накладывает заметный отпечаток на возможности государства и населения. В рамках проекта «противодействия новым гибридным угрозам» в Гагаузии были проведены консультации с местными властями и гражданским обществом.
«Для сотрудников примэрии это были дополнительные обязанности, но на данный момент уже прошёл год, насколько мы знаем, и насколько они нам сообщали, что никакой дополнительной оплаты труда они не получают по сей день. Они говорят, что не было ни знаний, ни времени на это всё. Но, конечно, они выделяли на это время, старались это всё сделать. И вот на данный момент они говорили, что хотелось бы больше тренингов, чтобы для них проводилось. Чтобы они знали, как работать с беженцами, потому что не было, в частности, даже никакой психологической подготовки», — объяснила Валентина Каледжи, менеджер по коммуникации Европейского центра «Про-Европа», Комрат.
Валентина также отметила, что Гагаузия регион небольшой, поэтому в первое время существовала большая проблема с тем, где можно разместить беженцев. А с приходом зимы, как и по всей стране, острее встала проблема оплаты коммунальных счетов.
«Бельцкая мэрия, Вы знаете, первая откликнулась на то, чтобы выделить нашу муниципальную гостиницу под размещение беженцев. Плюс мы открыли второй центр – это на территории пединститута, это в общежитии. У нас было три таких центра, но один сегодня закрыт, потому что нет необходимости. А два работают на 100 %. То есть, мы выделили помещение. По договорённости с правительством мы нашли формулу финансирования. Мы выделяем рабочие места беженцам из Украины. Сегодня работают 47 человек из числа беженцев на наших предприятиях, в наших школах, в наших столовых, наших швейных предприятиях», — сообщил Николай Григоришин, примар мун. Бэлць.
Одной из проблем для беженцев является незнание языка, так как с румынским сталкивались лишь те, у кого есть родственники в Молдове. Бельцкая ассоциация LEX 21 – одна из тех, кто предоставляет возможность изучения румынского. Светлана устроилась работать на швейную фабрику и ходит на эти курсы, как и другие беженцы.
«Все говорят на румынском. Они чуть-чуть подстраиваются, чтобы мне объяснить какой-то процесс на русском языке. Но я прошу госпожу Тамару, чтобы она сказала на русском и повторила на румынском, чтобы они видели, что я заинтересована в этом», — поделилась Светлана, украинка из г. Одесса.
«Мы живём в Молдове, временно. Надо знать язык страны, в которой живём. Легче общаться и на работу устроиться», — считает Ирина, украинка из г. Одесса.
Последствия войны 1991 года также накладывают отпечаток на положение беженцев, так как Приднестровский регион не контролируется Кишинёвом и является серой зоной.
«Есть история, девочка приехала из Украины, она 27 февраля пересекала границу в Кучургане ещё, именно 27 февраля закрыли границу. Она приехала и остановилась в Тирасполе. Она приехала беременной, 8 марта она родила. На тот момент ей никто не сказал: «едь, хотя бы, в Кишинёв рожай». Из документов у неё только справка из роддома. Приднестровское свидетельство о рождении она не делала, ей нужно делать молдавское свидетельство о рождении, чтобы легализовать украинское потом. То есть, это целое дело», — Алла, украинка из г. Одесса.
В первые дни Молдова справилась благодаря мобилизации внутренних ресурсов, однако затем понадобилась финансовая поддержка зарубежных партнёров. Более того, местные производители смогли заработать, а государственный бюджет пополнился налогами.
Диана Гросу (ДГ), председатель Ассоциации по правам человека LEX 21: Очень многие наши сограждане говорят, что наше правительство Вас содержит. Есть такое. Нет, это содержат в первую очередь доноры из-за границы.
Виктор Гайдеек, журналист NordNews: Это не оторвали кусок хлеба от наших граждан.
ДГ: Нет, никто не оторвал. Если Вы посмотрите и даже по госзакупкам – ничего не изменилось, ничего не оторвали. Наоборот, мы купили у местных производителей. Мы поддержали очень сильно местных производителей. Мы закупили на местном рынке.
Проблемы коммуникации – это один из факторов, который осложняет регулирование кризиса беженцев.
«Председатели районов – часть одних политических партий, разных политических цветов, примэрии – других цветов. И когда они садятся за стол переговоров, результат зависит от человеческой проницательности каждого: председатель района, относящийся к той или иной политической силе, согласен даже если примэрия не разделяет его идеологию и т.д.», — считает Виталие Гуцу, журналист, основатель платформы Zona de Securitate.md.
«Когда у нас были представители из различных структур: и из Министерства труда и социальной защиты, из бюро по межэтническим отношениям и т.д. Они сами говорили о том, что очень многие работы, анализы – дублируются. Потому что учреждения, как и гражданское общество не знает, кто, что делает. А не знает, потому что нет коммуникации между ними, они не взаимодействуют. Мы первый раз встретились здесь. Это был конец октября. Сколько прошло времени? На это и направлен наш проект. Чтобы гражданское общество работало интенсивно, но не каждый сам за себя, а более сплочённо, для того, чтобы действительно выявлять эти проблемы, решать их сообща», — рассказала Наталья Стеркул, исполнительный директор, Ассоциация Внешней Политики Республики Молдова (APE).
Несмотря на то, что Республика Молдова достойно показала себя в решении кризиса беженцев, существуют многие аспекты, которые ещё требуют внимания и командной работы.
Данный репортаж подготовлен в рамках проекта «Вклад гражданского общества в противодействие новым гибридным угрозам как ответ на приток беженцев: выработка активного устойчивого подхода в Республике Молдова», реализуемого Ассоциацией Внешней Политики (АРЕ) в партнерстве с Nord News, Европейским центром «Про-Европа» в Комрате и Зоной Безопасности, финансируемого за счет гранта Института по освещению войны и мира (IWPR) при поддержке Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Упомянутые мнения, выводы и заключения принадлежат авторам и не обязательно отражают видение IWPR и правительства Соединенного Королевства.